ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. Запрет на движение грузового транспорта в Москве.

Московские городские власти не единожды предлагали ограничить движение грузового автотранспорта в черте города. Отдельные законодательные инициативы по ограничению были одобрены и вступили в силу, многие остались без внимания. Но в конце 2010 года широкий резонанс вызвало появление информации о подготовке законопроекта, налагающего строгие ограничения на движение большегрузного транспорта в Москве и по МКАДу. Какие последствия может повлечь за собой введение «запрета на грузовики» в Москве? «Умный Логист» формирует экспертное мнение при участии крупнейших транспортно-логистических компаний.

Как убить двух зайцев сразу: избавиться от пробок и улучшить экологическую обстановку в Москве?

Попытки ограничить передвижение грузовых автомобилей по Москве предпринимались московскими властями неоднократно. Так, в 1998 году был введён запрет на въезд большегрузного транспорта в пределы Московской окружной железной дороги; в 2000 — грузовому автотранспорту грузоподъёмностью более 1 тонны было запрещено въезжать в пределы Садового кольца в дневное время; с 2004 года запрещён въезд грузовиков внутрь Третьего Транспортного Кольца без специального пропуска.

В сентябре 2010 года на официальном сайте столичного департамента транспорта и связи была опубликована новость о готовящемся введении запрета на передвижение грузовых автомобилей по Москве, в том числе и по МКАД. Спустя два месяца, в конце ноября 2010 года был обнародован проект постановления «Об ограничениях движения грузового автотранспорта», внесённый на рассмотрение правительства Москвы.

Правительство столицы планировало ввести ограничение на передвижение грузовиков для «улучшения дорожно-транспортных условий и экологической обстановки» с 15 января 2011 года. В проекте предлагалось ограничить движение грузовиков по Москве и Московской Кольцевой Автомобильной Дороге (МКАД) в дневное время (с 7:00 до 22:00 по московскому времени). Столичные власти планировали запретить:

  • въезд на территорию города, ограниченную МКАД, грузовых автотранспортных средств разрешённой максимальной массой более 7 тонн;
  • движение по МКАД автотранспорта грузоподъёмностью свыше 1,5 тонн;
  • въезд грузового автотранспорта грузоподъёмностью более 1 тонны в центр города, ограниченный Третьим Транспортным Кольцом (ТТК), а также движение по самому ТТК.

Исключение должны были составить транспортные средства оперативных и аварийно-спасательных служб и техпомощи, имеющие соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску и надписи, а также сопровождаемые патрульными автомашинами ГИБДД; спецавтомобили московских предприятий, задействованных на уборке территорий; грузовой автотранспорт, осуществляющий международные перевозки и следующий по адресу, указанному в путевых листах.

Проектом постановления также было предусмотрено проведение необходимых мероприятий по установке дорожных знаков и дорожных щитов.

Чем может обернуться введение «запрета на грузовики»?

Проект ограничения движения грузового автотранспорта получил поддержку мэра Москвы Сергея Собянина, который предполагал, что такая мера поможет нормализовать ситуацию с пробками на московских дорогах. Однако инициатива столичного мэра вызвала протест со стороны представителей торгового бизнеса и дальнобойщиков, которые выразили опасения, что последствия принятия такого решения могут привести к нежелательным последствиям.

Крупные отраслевые союзы продавцов, в свою очередь, в случае введения «запрета на грузовики» прогнозируют резкий скачок цен на все товары из-за увеличения логистических издержек: вместо одного грузовика компаниям придется использовать 8 ГАЗелей (Ассоциация компаний розничной торговли).

Члены профсоюза «Дальнобойщик» в открытом письме заместителю московского мэра заявили: «Закрытый для грузовиков „дневной“ МКАД будет означать круглосуточный затор на федеральных трассах в области и на двух возможных объездных маршрутах по А-107 и А-108». По их мнению, введение ограничений на движение грузовиков по МКАД может грозить настоящим транспортным коллапсом вместо того, чтобы разгрузить московские магистрали.

«Запрет на грузовики» пока вводиться не будет: отмена или отсрочка?

В декабре 2010 года пресс-служба мэра и правительства Москвы сообщила, что «такое серьёзное решение требует тщательной проработки и подготовки», поэтому запрет на передвижение грузовиков по городу пока не вводится. Однако правительство Москвы не отказалось от решения запретить въезд грузового транспорта в черту города: по словам сотрудника департамента транспорта и связи, эксперты работают над предложениями по ограничению движения грузовиков в черте города.

Мэр Москвы Сергей Собянин на брифинге 10 февраля 2011 года сообщил журналистам о том, что в Правительстве до сих пор рассматривается вероятность введения ограничений на въезд грузового транспорта в Москву и в пределы МКАДа. «Но путем простого запрета эту проблему не решишь. Главное, что необходимо сделать, — просчитать всю логистику грузового транспорта, и только после этого мы примем окончательное решение, каким образом регулировать транспорт в московском узле», — сказал он. «Это займет время», — заметил глава столицы, заверив, что «такая задача стоит». Собянин указал, что проблема сегодня решается «путем договоренностей с крупными торговыми центрами, чтобы машины ходили в ночное время, и такие примеры уже есть». По его подсчетам, благодаря этой мере, уже удалось вывести из дневного траффика порядка 4 тыс грузовиков. «Этого недостаточно, мы будем дальше двигаться в этом направлении», — заверил он.

Каким образом может отразиться принятие решения об ограничении движения грузового автотранспорта на эффективности работы транспортных компаний? «Умный Логист» предложил экспертам транспортных компаний оценить возможные последствия введения «запрета на грузовики».

1. Какие негативные последствия для транспортно-экспедиционных компаний может повлечь за собой запрет въезда грузового транспорта в Москву в дневное время? Может ли благотворно повлиять на работу транспортно-экспедиционных компаний ограничение движения грузовиков в пределах МКАД в дневное время? Если может, то каким образом?

Фарид Мадани, генеральный директор ООО «Деловые линии»:

— Введение запрета на въезд грузового транспорта в Москву в дневное время вызовет существенное изменение всей транспортно-логистической системы города. Ежедневно в Москву въезжает порядка 40 тыс. большегрузных автомобилей из регионов, при этом 300 тыс. грузовых автомобилей зарегистрировано в самой Москве. На сегодняшний день запланировано создание системы парковок и складов на территории Московской области, но сроки её реализации не определены. Невозможность въезда в столицу днём вызовет появление многокилометровых колонн грузовиков на подъездах к Москве.
Данные меры предполагают перевод логистики большинства предприятий на ночной режим работы, который ограничивается рядом обстоятельств:

  • Работа персонала в ночное время стоит дороже;
  • Магазины и другие предприятия, расположенные в жилых зонах, не имеют права производить разгрузочные работы в ночное время, т.к. это противоречит санитарным нормам на уровень шума;
  • Продукты с коротким сроком хранения нельзя долго держать в кузове автомобиля.

Кроме того, перераспределение грузов из крупнотоннажного транспорта в малотоннажный вызовет значительное увеличение числа малотоннажных грузовых автомобилей на МКАД и улицах Москвы, что может вызвать дополнительное ухудшение дорожной обстановки.
В этой ситуации крупные транспортные компании, располагающие складскими площадями за пределами МКАД и парком малотоннажных грузовых автомобилей, которым въезд разрешён, могут получить преимущество, предлагая доставку фурой до своего склада, и далее по Москве малотоннажным транспортом. Частный перевозчик, имеющий в собственности только одну фуру, не сможет выполнить такую доставку самостоятельно, что повлечёт отказ многих клиентов от сотрудничества с частниками в пользу крупных перевозчиков. Кроме того, необходимость доставки скоропортящихся грузов в условиях затруднённого подъезда к Москве повлечёт рост спроса на перевозки в изотермических прицепах и рефрижераторах, особенно в тёплое время года. Компании, располагающие такими средствами доставки, получат конкурентное преимущество.


Виталий Горбатюк, коммерческий директор ООО «ГлавДоставка»:

— Негативных последствий, на наш взгляд, намного больше, чем можно себе представить. Во-первых, дорожная ситуация в Москве, скорее, изменится к худшему, чем улучшится, поскольку увеличится поток малотоннажных грузовых машин, которыми придётся заменить запрещенные фуры. Во-вторых, на подъездах к Москве вырастут многокилометровые пробки из крупнотоннажных грузовиков. Более того: стоимость транспортных услуг, а соответственно, и товаров резко увеличится. А это затронет не только клиентов транспортных компаний, но и потребителей товаров.
В этой ситуации выиграют компании, у которых складские помещения находятся за МКАДом. Те транспортные компании, которые не подготовятся к данному решению, проигнорируют его, просто потеряют своих клиентов.


Сергей Подъяпольский, руководитель отдела большегрузного транспорта ООО ТК «Грузовое путешествие»:

— В связи с ограничением движения далеко не все клиенты транспортно-экспедиционных компаний будут готовы перейти на ночной график работы. Совершенно естественно, что они начнут искать пути решения проблем, поскольку не каждый груз можно вывезти на малотоннажном грузовом автотранспорте. Зная, с какими сложностями сопряжено получение официального пропуска на въезд в центр, компании-перевозчики попросту будут терять своих клиентов. Сверх этого: при таком развитии событий можно предположить как вероятность монополизации, так и стремительный рост коррупции в данном сегменте рынка.


Анатолий Федоренко, профессор, зав. Кафедрой управления логистической инфраструктурой, НИУ «Высшая школа экономики»:

— По экспертной оценке, минусов будет больше чем плюсов. Если менять большегрузный подвижной состав на малотоннажные автомобили, то увеличится стоимость транспортировки и возрастет нагрузка на дорожную сеть Москвы. У получателей грузов возрастут запасы на складах, если еще есть такая возможность. Так что надо внимательно посчитать все плюсы и минусы. При этом надо учитывать не только текущие издержки, но и необходимые капитальные вложения в логистическую инфраструктуру. Эта мера должна быть тщательно подготовлена.
Москва является крупнейшим транспортным узлом, обрабатывающим не только грузы для Москвы, но и транзитные грузы различных распределительных сетей. В Москве 11 грузовых дворов железной дороги, несколько речных грузовых портов, осуществляется строительство многих объектов коммерческой недвижимости и жилья. Переключить все грузопотоки на обслуживание с 22.00 до 6.00 очень сложно, так как необходимо подготовить фронты погрузки-разгрузки, обеспечить их ночную работу. Это достаточно затратные мероприятия.

2. Существуют ли, с Вашей точки зрения, альтернативные способы решения проблемы московских пробок, не ограничивающие грузовой транспорт в передвижении по городу?

Фарид Мадани, генеральный директор ООО «Деловые линии»:

— Считаю, что целесообразно обратиться к примерам мировой практики, где эффективно используются такие меры борьбы с пробками, как:

  • Создание «перехватывающих» парковок для уменьшения числа автомобилей, въезжающих в центр города;
  • Создание парковок в центре города, для уменьшения числа автомобилей, припаркованных на улицах и снижающих пропускную способность улиц;
  • Компьютерное моделирование дорожного движения для повышения эффективности использования дорожного хозяйства;
  • Применение автоматизированной системы управления дорожным движением;
  • Строительство развязок, тоннелей и других элементов дорожной инфраструктуры, повышающих пропускную способность дорог.

Виталий Горбатюк, коммерческий директор ООО «ГлавДоставка»:

— Одним из вариантов решения данной проблемы является перенос крупных торговых объектов и производства за пределы МКАДа. Для улучшения ситуации на дорогах необходимо предпринять комплекс мер, связанных с организацией движения. Например, избавиться от дорожных «воронок», проанализировать наиболее аварийные места дорог и перестроить их, улучшить дорожное покрытие дорог.
Вероятно, стоит сделать платным въезд в центр Москвы. Разгрузить дороги будет возможно, продлив некоторые линии метрополитена метро в Московскую область и построив второе кольцо в метро.

Сергей Подъяпольский, руководитель отдела большегрузного транспорта ООО ТК «Грузовое путешествие»:

— Выход из данной ситуации кроется в принятии мер для снижения транспортного потока в Москву. Так, например, необходимо вывести крупные производства за пределы МКАДа — это позволит снизить транспортный поток крупнотоннажного транспорта. А также существует необходимость создания рабочих мест за пределами МКАД, что, в свою очередь, поможет сократить поток легкового транспорта в Москву и за её пределы.

Анатолий Федоренко, профессор, зав. кафедрой управления логистической инфраструктурой, НИУ «Высшая школа экономики»:

— Эту проблему можно решить за счет создания региональной логистической системы, в рамках которой централизуются распределительные системы различных организаций, резко снижается потребность в подвижном составе. Следовало бы возобновить централизованный завоз-вывоз со станций железных дорог, речных портов, крупных транспортных узлов.

Мнение «Умного Логиста»:

— Очевидно, что добиться улучшения транспортной ситуации на дорогах Москвы не представляется возможным одним лишь ограничением движения большегрузного транспорта в пределах города. Эта мера повлечёт за собой не только увеличение издержек транспортных компаний и сокращение числа их клиентов. Введение подобного запрета отразится худшим образом и на конечных потребителях, поскольку приведёт к резкому скачку цен на товары.
В числе возможных способов решения проблемы московских пробок необходимо рассматривать как запретительные меры, так и внедрение абсолютно новых методов транспортной и логистической организации. Кроме предложений, внесённых представителями транспортных компаний, необходимо предусмотреть:

  • Обеспечение мест для стоянок грузового автотранспорта при въезде в Московский регион вблизи от федеральных трасс;
  • Перемещение за пределы Москвы таможенных терминалов, складских помещений, грузовых дворов;
  • Запрет строительства различных торгово-развлекательных центров без соответствующей транспортной инфраструктуры.

Иными словами, запрет въезда грузового автотранспорта в Москву может оказаться эффективным методом разгрузки автомагистралей только в том случае, если станет частью комплексной программы.

Автор материала:
Олеся Пичугина

Категории статьи: Автомобильные перевозки , Логистика и маркетинг , Автомобили , Дороги , Экспертное мнение

Просмотров: 1821

« все статьи


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Loading...
 
   
Loading
   

Посмотреть статистику
Сводные таблицы и графики
по всем ведущим компаниям.


Смотреть

 


Заказ — Предложение покупателя продавцу (изготовителю) поставить (изготовить) определенный товар или услугу, с указанием сроков исполнения (доставки), колич...

 
   
Все категории
Страхование
Авиаперевозки
Автомобильные перевозки
Железнодорожные перевозки
Кадры
Ответственное хранение
Закон
Логистика и маркетинг
Склад
Обучение
Автомобили
Финансы
Экспресс-доставка
Закупочная логистика
Дороги
Безопасность
Экспертное мнение
Опросы
Рынок грузоперевозок 2014 г. Мнения экспертов.
Ритейл
 
 
 
Калькулятор
Рассчитать стоимость
перевозки груза.
Сравнить цены нескольких
транспортных компаний.
Выберите лучшее предложение!

Калькулятор Расчитать
   
Каталог транспортных компаний
Каталог транспортных
компаний, отсортированных по алфавиту, типу услуг или региону присутствия.

Каталог транспортных компаний

 
Расчет Расстояний
Вычислить маршрут для автотранспорта, километраж, расход топлива.

Рассчитать
   
Какой оператор рынка экспресс-доставки
вызывает у вас наибольшее доверие?
DHL Express
UPS
TNT Express
FedEx
DPD
PONY Express
СПСР-Экспресс
Major Express
EMS«Почта России»
Голосовать
   


 

 
 
© 2007–2014 Умный Логист Реклама на сайте | Контакты | Поддержите проект | Отзывы| Партнеры сайта| Ссылки Rambler's Top100 www.megastock.ru Дизайн и разработка сайта web-robots.ru
При использовании материалов с сайта www.umniylogist.ru ссылка на сайт обязательна.  | Карта сайта